Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Екатеринбург Архив новостей Новости проекта Рост цен опережающими темпами или почему транспортировка овощей стала дороже

Рост цен опережающими темпами или почему транспортировка овощей стала дороже

24 Сентября 2021
Рост цен опережающими темпами или почему транспортировка овощей стала дороже

Перевозка овощей и фруктов — непростое дело. Урожай «путешествует» в специализированном транспорте, в котором установлены холодильные установки с термографами. Прежде чем загрузить товар, прицеп обязательно дезинфицируют.

При этом запрещено ставить тару с плодами вплотную и заполнять ей кузов до самого потолка — необходимо предусмотреть зазоры по три–пять сантиметров между каждой парой рядов. Расстояние до потолка должно быть примерно 30–50 сантиметров. В противном случае вам не удастся добиться равномерного распределения температуры в контейнере потому, что там будет плохо циркулировать воздух.

При перевозке плодов используется только полиэтиленовая плёнка и специализированная бумага. Также есть разновидности фруктов и овощей, которые хранятся и транспортируются в древесной стружке. Главная задача упаковки в том, чтобы защитить товар от трения и повреждений, ведь эти факторы отрицательно влияют на срок годности продуктов и снижают их привлекательность на полке магазина.
Кроме того, такие грузы нельзя возить на большой скорости. Её ограничивают 90 километрами в час на федеральных трассах. По региональным дорогам разрешено ездить со скоростью до 60 километров в час. Такие меры предосторожности помогают уберечь плоды от ударов, сохранив таким образом их товарный вид.

Требования к качеству

К скоропортящимся товарам, которые должны как можно скорее попасть на прилавок магазина, предъявляется ряд требований. Овощи, которые подлежат транспортировке, должны быть одной степени зрелости. На них не должно быть никаких вмятин, трещин или повреждений, появившихся в результате активности паразитов и бактерий. Также нежелательно наличие следов грязи. Самые твёрдые плоды обычно кладут вниз.

Для каждого вида продукта подбирается индивидуальная упаковка или тара. Для примера, поздний картофель «путешествует» с поля на прилавок гастронома в ящиках или мешках. При этом перевозка ранних сортов культуры допускается исключительно в жёсткой таре. Это объясняется очень тонкой кожурой молодой картошки, которую в пути можно легко повредить. Перевозка помидоров связана с использованием ящиков и евролотков из гофрокартона.

Для транспортировки свеклы и моркови необходимо иметь холщевые мешки и ящики. Лук и чеснок перевозят в ящиках из досок. Капуста попадает на прилавок продуктового магазина в такой же таре, а огурцы — в ящиках и евролотках из гофрокартона либо в деревянных поддонах.

Температура в кузове

Некоторые овощи при транспортировке требуют строгого соблюдения температурного режима. Для этого водитель заранее готовит своё авто. Он на несколько часов устанавливает в кузове температуру, которая на два-три градуса выше или ниже рекомендованной. Это делается для имитации складских условий хранения, чтобы овощи не пострадали от резкого перепада температуры. Таким же образом настраивается гигрометр, прибор для измерения влажности.

Низкотемпературный стресс при перевозке проявляется в виде дефектов на плодах. Это происходит, когда овощи содержались в холоде ниже критического уровня, но температура в это время не достигала отрицательных значений. Уровень повреждений груза может быть разным в зависимости от условий транспортировки, длительности воздействия и его индивидуальных особенностей. Если говорить о восприимчивости овощей, то все продукты можно условно разделить на три группы: низкой, средней и высокой чувствительности. Продукты из первой категории можно транспортировать и хранить не более нескольких недель. После этого товар испортится из-за переохлаждения. Продукты с высокой чувствительностью теряют товарный вид и свои вкусовые качества уже через несколько часов хранения при низкой температуре. Такие изъяны заметны невооруженным глазом.

Среди основных признаков переохлаждения повреждение поверхности. Появляются ямки, кожура отслаивается, а цвет внутри плода изменяется, как например, в случае с авокадо, когда мякоть начинает темнеть. Есть плоды которые не могут дозреть в условиях низких температур, например, помидоры. Огурцы и сладкий картофель реагируют на температурный стресс ускоренным темпом появления признаков порчи. Ананас при переохлаждении становится более подвержен гниению. Такой же эффект оказывает длительное воздействие низкой температурой на огурцы. У помидоров появляется неприятный запах и вкус.

Вентиляция снаружи и внутри

При транспортировки овощей имеет значение вопрос вентиляции. Свежий воздух попадает в кузов двумя разными способами. Для этого используется система вентиляции, которая позволяет холодному воздуху циркулировать внутри кузова. Также в ряде случаев процесс осуществляется за счёт притока свежего воздуха с улицы. Этот способ помогает удалить из кузова излишки углекислого газа и этилена, веществ, вырабатывающихся плодами в процессе респирации. Если этого не делать, в машине может возникнуть дефицит кислорода.

Говоря о внутренней вентиляции, имеют ввиду ту часть охлаждающего процесса, которая позволяет устранить лишнее тепло из кузова. Холодный воздух снижает общую температуру, непрерывно циркулируя по контейнеру. Обычно одновременно используют 2-3 вентиляционные системы, благодаря которым идёт рециркуляция воздуха вокруг контейнера, а также через змеевик испарителя и обратно.

Когда уровень респирации выше или требуется срочно охладить груз, усиливают циркуляцию воздуха, которая проходит прямо через продукты. Эта операция может понадобиться при использовании специального типа открытой упаковки и особом способе складирования. Стоит понимать, что циркуляция воздуха вокруг продуктов является обязательным условием их сохранности. Поэтому нужно свести внутреннюю вентиляцию к минимуму, необходимому для установления правильной температуры.

Дефицит водителей и рост цены ГСМ

Недавно в Министерстве промышленности и торговли рассказали о планах обсудить с представителями транспортных компаний меры по стабилизации цен на социально значимый набор продуктов, который ещё называют в России «борщевым набором».

Повышение стоимости транспортных услуг произошло по ряду причин, считают специалисты. Некоторые предприятия жаловались на острый дефицит водителей из-за ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции. Другие указывают в качестве причины подорожания изменение цен горючего.
Ранее в Минпромторге состоялось совещание с представителями торговых сетей и производителями сельскохозяйственной продукции. В рамках мероприятия стороны обсудили резкое подорожание транспортных услуг и локальную нехватку машин.

По данным сотрудников предприятий, работающих в области ритейла, за последние два месяца цены на перевозки с юга в центр России увеличились примерно на треть. Если сравнивать с прошлогодним показателем, то услуги подорожали вдвое. Такая ситуация грозит обернуться печальными последствиями, предупреждают эксперты.
Сотрудники Минтранса считают, что ситуация может исправиться благодаря перераспределению водителей на экспресс-доставку для покупателей, которые пользуются услугами интернет-магазинов. При этом в пресс-службе ведомства отметили, министерство предпринимает все меры, чтобы не допустить роста транспортных расходов.
Субсидии закончились

Минсельхоз уже закончил распределение всех выданных на 2021 год субсидий на перевозку продукции АПК. Это случилось из-за того, что примерно половину средств, которые изначально должны были пойти на выплаты предпринимателям, направили на стабилизацию цен продуктов питания на отечественном рынке.

Об этом идёт речь в письме директора департамента регулирования рынков АПК Максима Титова в отраслевые союзы. В документе указано, что ведомство удовлетворило 611 заявок на общую сумму в три миллиарда рублей. Всего в 2021 году планировалось выделить на эти цели шесть миллиардов рублей.
Участники программы получают субсидии за перевозку продуктов из регионов Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского федеральных округов, Алтайского края, а также Новосибирской и Челябинской областей.

Стоит напомнить, что и в 2020 году правительство выделяло деньги на эти меры поддержки. Год назад власти посчитали, что 4,1 миллиарда рублей будет достаточно для решения проблем в области грузоперевозок. Тогда средства закончились в конце осени. Ведомство подготовило предложения о перераспределении средств между мероприятиями федерального проекта «Экспорт продукции АПК» для увеличения лимитов на транспортные субсидии, однако это решение пока не поддержали в Министерстве финансов.

Совместное решение проблемы

Искать выход из сложившейся ситуации предстоит сотрудникам ряда российских ведомств. Речь идёт о специалистах Минтранса, Минсельхоза, Минпромторга и ФАС России. Чиновники совместно с экспертами отраслевых союзов предоставят предложения по снижению цены автоперевозок овощей и другой продукции АПК.

Об этом заявила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, уточнив, что поручение должно быть выполнено до 27 сентября 2021 года. Специалистам предстоит провести анализ формирования стоимости транспортировки овощей автомобильным транспортом и представить в правительство РФ согласованные инициативы.

Также ведомствам поручено сформировать взаимодействие, нацеленное на недопущение подорожания перевозок социально значимых товаров. Ежеквартально в Кабмин необходимо представлять доклад о результатах. Сотрудникам антимонопольной службы поручено внимательно следить за тем, как формируется наценка на социально значимые товары, которые реализуются через торговые сети.
Ранее в Рязани было возбуждено антимонопольное дело против компаний «Тандер» (торговая сеть «Магнит») и «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка»). Они подозреваются в установлении в регионе монопольно высоких цен на овощи.

Будущее рядом?

С проблемой нехватки водителей столкнулись не только в России. В Великобритании сложилась похожая ситуация. Местные аналитики оценивают дефицит водителей примерно в 105 тысяч человек. Из-за кадровых проблем на «Туманном альбионе» некому заниматься доставкой свежих овощей и фруктов в торговые точки. Кроме того, в Великобритании есть нехватка рабочих на полях, а также дефицит персонала супермаркетов.

Учитывая сложности, связанные с транспортировкой овощей и скорость развития технологий, можно предположить, что скоро в Европе доставкой продуктов сельского хозяйства будут заниматься исключительно беспилотные машины. Впрочем, дефицит персонала гастрономов тоже можно решить с помощью инновационных технологий.

Поделиться: